Статьи

Практики повышения вовлечённости персонала

Как создать атмосферу, в которой у большинства сотрудников появится заинтересованность в успехах компании и искреннее желание выполнять свою работу наилучшим образом?

Что такое вовлечённость и зачем она бизнесу?

Успех компании зависит от способностей и мотивации её сотрудников. А работают все по-разному. Кто-то отдаётся делу с душой, стремится совершенствовать не только собственную деятельность, но и предлагает идеи для развития бизнеса в целом. Кто-то формально исполняет обязанности от звонка до звонка, без энергии и энтузиазма. А кто-то трудится вполсилы, ещё и создаёт негативную рабочую атмосферу в команде. Речь идёт об уровне вовлечённости персонала. Этот показатель отражает инициативное желание сотрудника вкладываться эмоционально, интеллектуально, физически в выполнение работы, даже если потребуются усилия сверх предусмотренных должностной инструкцией.

Логично, что чем выше этот показатель, тем большую отдачу получает бизнес в финансовом плане. В компаниях, где вовлечённые сотрудники составляют большинство, меньше текучесть кадров, выше производительность труда, уровень удовлетворённости клиентов и прибыль по сравнению с компаниями, которые не могут похвастаться таким показателем. Это ответы на вопрос, зачем культивировать вовлечённость.

Как управлять вовлечённостью?

Практики и инструменты управления вовлечённостью уже доказали свою эффективность во многих компаниях.

Адаптация новых сотрудников.

Новые кадры нужно вовлекать в задачи, ценности, культуру и историю бизнеса буквально с порога. Адаптационные программы могут включать в себя специальный тренинг, раздачу «Справочника нового сотрудника» с ключевой информацией о компании, а также закрепление за новичком опытного наставника. Эти методы позволят сотруднику за короткий срок стать активным членом команды.

Регулярное информирование о текущей ситуации.

Очень важно обеспечить сотрудников максимально полными сведениями об актуальных задачах компании, основных проектах, перспективных направлениях деятельности. Корпоративные средства коммуникации (печатное издание, интернет-портал, страницы компании в социальных сетях и пр.) должны быть известны и доступны каждому сотруднику.

Стратегические встречи с топ-менеджментом.

С их помощью руководители информируют коллектив о наиболее существенных вопросах бизнеса, обсуждают достижения и проблемы. Менеджменту, желающему повысить вовлечённость сотрудников, стоит больше и чаще рассказывать персоналу о планах, целях и задачах, фокусируясь при этом на миссии и видении компании.

Обратная связь.

Чем шире возможности людей влиять на происходящее в компании, тем больше их вовлечённость. Все проблемы и инициативы сотрудников должны быть услышаны и восприняты. Инструментами обратной связи могут быть как индивидуальные интервью, так и широкие каналы: ящики для пожеланий, горячая линия, форум на интернет-портале, конкурс по рационализации и новаторству и пр.

Обучение и развитие.

Инвестиции в развивающую среду – прямой путь к повышению вовлечённости. Инструментарий современного бизнеса обширен: обучающие программы (как внутренние, так и с привлечением внешних провайдеров), онлайн и офлайн-тренинги, коучинг, ротация кадров, включение сотрудников в работу над стратегически важными проектами. Полезная практика – составление индивидуальных планов развития, над которыми работают менеджеры вместе с сотрудниками.

Гигиена труда.

Сотрудник должен быть удовлетворён организацией рабочего места, равно как рабочего процесса в целом. Компания может не только обеспечить безопасные условия труда и выдать необходимый инструментарий, но и организовать физическую среду, стимулирующую креативность и продуктивность. Чем более разнообразна такая среда, тем благодарнее и нацелен на отдачу персонал. Элементами её могут стать зоны отдыха, оборудованные места для переговоров, тренажёрный зал и пр. Выигрывают те компании, которые выделяют сотрудникам время для их творческой и исследовательской активности.

Продвижение вовлечённых сотрудников.

Активные и позитивно настроенные люди на ключевых должностях распространяют в подразделениях положительный опыт и создают здоровую атмосферу в коллективе. Они способны увлечь своим стилем жизни и работы сотрудников менее вовлечённых.

Признание.

Каждому работнику приятно, когда компания замечает и отмечает его успехи. Сотрудники должны понимать, кого и за что награждают в компании – от традиционных досок почёта и грамот до виртуальных званий на корпоративном портале.

У работников и у работодателя есть свои требования и ожидания друг от друга. Оптимальный баланс достижим, когда повышение вовлечённости становится не комплексом HR-мероприятий, а идеологией компании.
Разное